Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор - это средство ветвления вычислительного процесса.

Структура условного оператора имеет следующий вид:

IF <условие> THEN <оператор1> ELSE <оператор2>,

где IF, THEN, ELSE - зарезервированные слова (если, то, иначе); <условие> - произвольное выражение логического типа; <оператор1>, <оператор2> - любые операторы языка Турбо Паскаль.

Условный оператор работает по следующему алгоритму. Вначале вычисляется условное выражение <условие>. Если результат есть TRUE (истина), то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается; если результат есть FALSE (ложь), наоборот, <оператор1> пропускается, а выполняется <оператор2>. Например:

var

х, у, max: Integer;

begin

.......

if x > max then

у := max else

y := x;

При выполнении этого фрагмента переменная Y получит значение переменной X, если только это значение не превышает МАХ, в противном случае Y станет равно МАХ.

Часть ELSE <оператор2> условного оператора может быть опущена. Тогда при значении TRUE условного выражения выполняется <оператор1>, в противном случае этот оператор пропускается:

var

х, у, max: Integer; 

begin

.......

if x > max then

max := x; 

Y := x;

В этом примере переменная Y всегда будет иметь значение переменной X,а в МАХ запоминается максимальное значение X.

Поскольку любой из операторов <оператор1> и <оператор2> может быть любого типа, в том числе и условным, а в то же время не каждый из «вложенных» условных операторов может иметь часть ELSE <оператор2>, то возникает неоднозначность трактовки условий. Эта неоднозначность в Турбо Паскале решается следующим образом: любая встретившаяся часть ELSE соответствует ближайшей к ней «сверху» части THEN условного оператора. Например:

var

a,b,c,d : Integer; begin

a := 1; b := 2; c= 3; d := 4;

if a > b then

if с < d then 

if с < 0 then

с := 0 else

a := b; {а равно 1}

if a > b then 

if с then 

if с then 

с := 0

else

else 

else

a := b; {а равно 2}

Рассмотрим программу (пример 2.4), которая вводит произвольное десятичное целое число в диапазоне 0...15, преобразует его к шестнадцатеричному и выводит на экран полученный результат.

Пример 2.4 

Program Hex;

{Программа вводит с клавиатуры целое число в диапазоне от 0 до 15, преобразует его к шестнадцатеричной системе счисления и выводит результат на экран}

var

n : Integer; {Вводимое число} 

ch : Char; {Результат} 

begin

Write ( ',n = ' ) ;

ReadLn(n); { Вводим число } 

{Проверяем число на принадлежность к диапазону 0...15}

if (n >= 0) and (n <= 15) then

begin {Да, принадлежит диапазону} 

if n < 10 then

ch := chr(ord('0') + n)

else

ch := chr(ord('A') + n- 10);

WriteLn('n = ',ch) 

end

else {He принадлежит диапазону}

WriteLn('Ошибка') 

end.

В шестнадцатеричной системе счисления используется 16 цифр в каждом разряде: цифры 0...9 обозначают первые 10 возможных значений разряда, буквы A...F - остальные шесть.

В программе учитывается непрерывность и упорядоченность множеств цифр 0...9, букв A...F и их кодов