Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор - это средство ветвления вычислительного процесса.
Структура условного оператора имеет следующий вид:
IF <условие> THEN <оператор1> ELSE <оператор2>,
где IF, THEN, ELSE - зарезервированные слова (если, то, иначе); <условие> - произвольное выражение логического типа; <оператор1>, <оператор2> - любые операторы языка Турбо Паскаль.
Условный оператор работает по следующему алгоритму. Вначале вычисляется условное выражение <условие>. Если результат есть TRUE (истина), то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается; если результат есть FALSE (ложь), наоборот, <оператор1> пропускается, а выполняется <оператор2>. Например:
var
х, у, max: Integer;
begin
.......
if x > max then
у := max else
y := x;
При выполнении этого фрагмента переменная Y получит значение переменной X, если только это значение не превышает МАХ, в противном случае Y станет равно МАХ.
Часть ELSE <оператор2> условного оператора может быть опущена. Тогда при значении TRUE условного выражения выполняется <оператор1>, в противном случае этот оператор пропускается:
var
х, у, max: Integer;
begin
.......
if x > max then
max := x;
Y := x;
В этом примере переменная Y всегда будет иметь значение переменной X,а в МАХ запоминается максимальное значение X.
Поскольку любой из операторов <оператор1> и <оператор2> может быть любого типа, в том числе и условным, а в то же время не каждый из «вложенных» условных операторов может иметь часть ELSE <оператор2>, то возникает неоднозначность трактовки условий. Эта неоднозначность в Турбо Паскале решается следующим образом: любая встретившаяся часть ELSE соответствует ближайшей к ней «сверху» части THEN условного оператора. Например:
var
a,b,c,d : Integer; begin
a := 1; b := 2; c= 3; d := 4;
if a > b then
if с < d then
if с < 0 then
с := 0 else
a := b; {а равно 1}
if a > b then
if с then
if с then
с := 0
else
else
else
a := b; {а равно 2}
Рассмотрим программу (пример 2.4), которая вводит произвольное десятичное целое число в диапазоне 0...15, преобразует его к шестнадцатеричному и выводит на экран полученный результат.
Пример 2.4
Program Hex;
{Программа вводит с клавиатуры целое число в диапазоне от 0 до 15, преобразует его к шестнадцатеричной системе счисления и выводит результат на экран}
var
n : Integer; {Вводимое число}
ch : Char; {Результат}
begin
Write ( ',n = ' ) ;
ReadLn(n); { Вводим число }
{Проверяем число на принадлежность к диапазону 0...15}
if (n >= 0) and (n <= 15) then
begin {Да, принадлежит диапазону}
if n < 10 then
ch := chr(ord('0') + n)
else
ch := chr(ord('A') + n- 10);
WriteLn('n = ',ch)
end
else {He принадлежит диапазону}
WriteLn('Ошибка')
end.
В шестнадцатеричной системе счисления используется 16 цифр в каждом разряде: цифры 0...9 обозначают первые 10 возможных значений разряда, буквы A...F - остальные шесть.
В программе учитывается непрерывность и упорядоченность множеств цифр 0...9, букв A...F и их кодов